«Спальный район. Открытый урок»

Организатор: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Соорганизатор: ГОУ Центр образования № 109
Автор идеи проекта: Марина Звягинцева
Кураторы проекта: Марина Звягинцева, Юрий Самодуров
Даты проведения: 26 января – 11 февраля 2011
Место проведения: ГОУ Центр образования № 109, Москва, ул. Академика Бакулева, 20

«Спальный район. Открытый урок» – это тотальная инсталляция, размещенная на всех этажах школы. А фактически – мастер-класс современного искусства для учащихся, учителей, родителей и жителей спального района на Юго-Западе Москвы, где расположена знаменитая школа № 109, и для всех интересующихся актуальным искусством жителей нашего мегаполиса. К участию в проекте, основанном на принципах public-art, были приглашены 66 современных художников. Около 200 экспонатов выставки (живопись, скульптура, инсталляция, арт-объект, фотография, видео-арт, книга художника), каждый по отдельности и все вместе вступали в спор и перекличку с тем, что привыкли видеть в школе учителя и ученики.

 Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ"

Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ"

  Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ  "

Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ"

Проект «Спальный район. Открытый урок» – вошел в шорт-лист VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ.

  Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ  "

Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ"

Участники проекта «Спальный район. Открытый урок»:
Группа АВС (Максим Илюхин, Наташа Стручкова, Михаил Косолапов), Татьяна Антошина, Мария и Наталия Арендт, Андрей Блажнов, Сергей Братков, Александр Бродский, Анна Броше, Людмила Василовская, Анна Редькина (кураторы проекта «Невеселые картинки из ГУЛАГа»), Дмитрий Врубель, Лёха Гарикович, Эдуард Гороховский, Сергей Горшков, Игнат Данильцев, Алексей Дьяков, Елена Елагина, Игорь Макаревич, Владислав Ефимов, Программа Escape (Валерий Айзенберг, Константин Аджер), Константин Звездочетов, Марина Звягинцева, Юрий Злотников, Карина Караева (куратор видеопрограмм), Сергей Катран, Магомед Кажлаев, Григорий Кацнельсон, Илья Китуп, Сергей Лебедев, Виктория Ломаско, Богдан Мамонов, Андрей Митенев, Маргарита Новикова, Александр Панкин, Пётр Перевезенцев, Николай Полисский, Владимир Потапов, Группа ПУЛЬСАРТ (Маша Ив, Жанна Рыбак, Ольга Багманова, Бурунов Артем), Жанна Рыбак, Александр Савко, Группа Синие носы (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров), Владимир Ситников, Владимир Смоляр, Леонид Соков, Леонид Сохранский, Витас Стасюнас, Ольга и Олег Татаринцевы, Леонид Тишков, Алексей Трубецков, Владимир Трямкин, Группа Фемида (Новикова Юлия, Смирнова Светлана), Би Флауерс, Артём Фурман, Сергей Чернов, Игорь Чиркин /Алексей Подкидышев, Мария Чуйкова, Игорь Шелковский, ученики школы № 109 под руководством О. Кармазина.

  Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ  "

Марина Звягинцева "АРТ-ПАZZЛ"

Марина Звягинцева: "Стержнем  взаимодействия со зрителями - школьниками и учителями - стало использование таких объектов как парты, книги, ластики - всего того, что является школьной повседневностью. Современное искусство не изучается в школах, поэтому “Спальный район. Открытый урок” носил, прежде всего, просветительский характер. И школьники действительно поняли, что современное искусство делается не только кистями и красками, но и обычными предметами. Более того, ученики сами стали участниками выставки: некоторые из них создали собственные инсталляции из учебников и дневников.

“Спальный район. Открытый урок” длился три недели. Все это время зрители были вынуждены существовать среди почти двух сотен объектов современного искусства, расположенных во всех кабинетах и рекреациях школы. Итогом такого контакта стало сочинение, написанное школьниками. Общее впечатление - шок от современного искусства, которое, как оказалось, ставит вопросы, но, в отличие от школьных учебников, не дает ответы. Молодые люди попытались дать свое объяснение многим объектам. Так, например, объект “Шепот”, где учебники лежали на полу, школьники переименовали в “Культурный слой”. В целом, “Открытый урок” вызвал резко противоречивые отклики, но никого не оставил равнодушным. Важно, что и для учителей эта инициатива была открытием - знакомство с историей искусства у многих из них заканчивалось на импрессионистах, и они оказались лицом к лицу перед необходимостью формировать личное отношение к увиденному".