Спальный район

Металл, облегчённый бетон, видео, смешанная техника. 2009.
Проект номинирован на Премию Кандинского-2009.

Жизнь во сне и наяву, или Спальный район

"Спальный район" Марины Звягинцевой соединяет в себе два ставших уже авторскими бренда – использование уникальной техники монотипии и эксплуатацию темы городской окраины, так называемого "спального района", обитатели которого, зарабатывающие на жизнь в центре мегаполиса, живут "для себя" только в темное время суток – перед сном или во время его.

Надо заметить, что профессиональный художник, выпускник худграфа МГПИ, учредитель собственной галереи "ArtMarin" и одноименного информационного портала, посвященного современному искусству, участник ярмарки "АртМосква", номинант Премии Кандинского прошлого года, один из героев выставки "Формообразование" в Третьяковке, Звягинцева не только ввела экспрессивную монотипию в "лексикон" актуального искусства, но и на себе знает все "прелести" шаблонной застройки "спального района" и проживания в нем, ибо галерея и дом находятся в районе Жулебино.

Однако эта работа – не про конкретное Жулебино. Неудобная, старорежимная железная кровать уныло-серого цвета, над которой парит почти настоящий бетонный блок с галлюцинаторным видеофильмом – материализованная аллегория современной российской жизни. "Дорогие россияне" ощущают дискомфорт бытового стагнационного modus vivendi, в желании компенсировать его погружением в страну грез. Онейрические состояния могут гарантировать лишь новые медиа: кто из нас не включает телевизор с одной целью – заснуть, забыться, выключиться из реальности. Виртуальная игрушка, совсем по Бодрийяру, ( «простое присутствие телевидения превращает оставшуюся часть жилища в некую разновидность архаической обертки, в некий рудимент человеческих отношений, чье собственное выживание оказывается сомнительным») заменяет действительность. Современная жизнь приемлет реализм лишь в фиктивной форме переключения каналов, намеренно лгущих и превращающих даже катастрофы в уморительный спектакль. А за окнами – бетонная жесть однообразности, массивно зависающей над тобой.

Как ни банально это звучит, лишь художник гарантирует финальное решение, не доходя до конца. Не телевизор, а ручная монотипия (техника, не предопределяющая финала) может стать твоим сном. Может, тяжким, может, легким. А избавиться от порочного информационного шума все равно не получится на неудобном ложе. "Спальный район" – а не спится. Зомби не спят, глядя на экран MTV или EuroNews. Но, глядишь, им привидятся розово-голубые разводы, как в пресловутых снах Банана старой "Ассы". А это еще и монотипия Марины Звягинцевой.

Дремать подано.

Александр Панов

 

13 Международная художественная ярмарка Арт-Москва, 2009

Выставка номинантов Премии Кандинского, 2009

Выставка номинантов Премии Кандинского, 2009

Выставка номинантов Премии Кандинского, 2009

Выставка номинантов Премии Кандинского, 2009

На выставке номинантов Премии Кандинского, 2009