Water линия

«Water линия» — первая в мире постоянная действующая арт-инсталляция в подземном паркинге с живыми растениями-эпифитами, которым не нужны ни земля, ни вода. Создана художником Мариной Звягинцевой для парка Зарядье в 2021 году.

Лауреат диплома Special Mention международной премии Golden Trezzini Awards 2022, бронзовый призер фестиваля нового дизайна «Среда-2021», шорт-лист Международной Премии ADD AWARDS-2023.

Проект для невидимой, но не менее важной части парка — парковки. Идею соединить природу и сверх урбанистическое место помогли воплотить фитотроны — ящики наподобие холодильников с живыми цветами и мерцающими потоками воды. Арт-объект словно обращается к каждому, кто попадает в бетонную обитель мегаполиса, выходя из автомобиля: «Ты под землей, среди машин, но уже на природе».  

YAK-08414-min.jpg
YAK-08438-min.jpg

Проект Water линия полностью отвечает принципам современного искусства: связать в единый узел противоположности, «склеить», казалось бы, несочетаемые между собой образы и смыслы. 

В этом смысле и сам парк Зарядье — про современное искусство, желание «примирить» жизнь и камень, природу и город. Это желание распространяется на все части парка, даже на незримые — в виде паркинга, точки, с которой начинается посещение Зарядья. 

Часть посетителей приезжает в Зарядье через паркинг и не всегда попадает сразу в сам парк. Паркинг — место, на которое обычно не обращают внимания, ведь основная цель — быстро припарковаться, пойти по делам или расплатиться за парковку и уехать. Максимум, чем можно украсить стены паркинга — граффити, искусством города. Но граффити усиливает урбанизм пространства, напоминая человеку, что он — в мегаполисе. Мой проект Water линия позволил совместить несовместимое: природу и урбанизм и с помощью природы снять токсичность города. Это гармонично вплелось в идею парка Зарядья — подарить людям островок природы, воссозданный среди асфальта. Я давно мечтала поработать на парковке и рада, что все получилось.
— Марина Звягинцева

Художественная концепция

Чтобы природа уверенно и органично «вошла» на территорию города, недостаточно было использовать просто растения. Флористическими композициями в Москве мало кого можно удивить. Идею помогли усилить потоки воды, пущенные по естественным для паркинга коммуникациям — трубам. Для художника, рисующего картины на воде, возможность поработать с живой водой, загнав ее в трубы, показалась не просто интересной, но и действенной. Движение воды, движение машин, продолжение жизни под землей во всех ее проявлениях — все это многоголосием сплелось в уникальную симфонию.

YAK-08517-min.jpg
YAK-08422-min.jpg

Почему Water линия?

В названии арт-инсталляции игра слов и несколько смыслов. Ватерлиния — это

  1. Линия на воображаемом корабле жизни. Черта, разделяющая мир на две половины: внешний (над землей) и скрытый (под землей). Два уровня мира и природы — парк Зарядье и дно Москва-реки с его грунтовыми водами. Трубы, по которым движется вода в фитотронах, словно «вытягивают» подземную воду, запуская ее в пространство парковки.

  2. Длинная линия паркинга, вдоль которого находятся три части паркового объекта, выстроенные в одну цепь. 

  3. Линии воды, которыми «пишет» художник и которые лежат в основе авторского метода биотипии.

YAK-08545-min.jpg

Воплощение концепции

Основой арт-инсталляции стали фитотроны с растениями, словно парящими в воздухе, без земли, и трубы с бурлящей подсвеченной водой. Трубы словно прорываются с верхнего пространства над ватерлинией и перепрограммируют парковку, делая ее частью парка. Внутри фитотронов установлены пузырьковые колонны и панели из оргстекла, по которым также победно течет вода, символизируя потоки жизни. 

Марина Звягинцева соединила город и природу воедино линиями воды. И красота урбанизма, такая привычная жителю мегаполиса, отступила на второй план.

Взаимодействие понятий антагонистов, например, механического и природного, — центральный мотив инсталляции Марины Звягинцевой. В своем проекте она нарушает привычную серость подземной парковки зеленью «фитотронов». Живые растения, заключенные в коробки аппаратов, похожих на обычные вендинговые машины, торгующие напитками и снеками, создают сюрреалистический эффект. Подвешенные в воздухе цветы напоминают маленькие планеты, островки спокойствия в нашем безумном ритме жизни. А бегущая по трубам подсвеченная вода становится метафорой жизненной энергии, объединяющей разрозненные автоматы с растениями в целостную подземную экосистему.
— Александра Данилова Искусствовед, куратор Заведующая отделом искусства XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина

Проект в СМИ